28 февраля – день народного эпоса «Калевала»
13.10.2014

28 февраля – день народного эпоса «Калевала»

Это редкость – день, когда целый народ обращает свои помыслы к произведению народной литературы. Подобное почти не имеет аналогов в мире (за исключением разве что любителей Толкиена), но с финским народом дело обстоит именно так. Ведь именно 28 февраля 1835 года увидел свет первый печатный свод финского эпоса ”Калевала”.

Главные герои этого произведения, их характеры – своего рода квинтэссенция всего лучшего и полезного, что есть в финской натуре: трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели, наивность и в то же время цепкий ум, скрытая глубоко внутри эмоциональность, дружелюбие, вера в торжество справедливости. Это очень импонирует финнам, они иногда шутливо называют себя предками героев эпоса. Разумеется, и финны, и карелы очень гордятся ”Калевалой”, считают ее своим главным духовным достоянием.

Ведь в ней встречаются вещи, иной раз сопоставимые только с тем, что описывалось в Ветхом завете Библии: генезис всего сущего, разделение людей, происхождение зла и т.п. Также для финнов эта книга – символ пробуждения национальных чувств, сплочение нации. Когда возникала угроза утраты независимости государства в 1917 году, именно это произведение поддерживало дух народа. В наши дни поп ул я рност ь эпоса нисколько не снизилась: достаточно сказать, что многие центральные улицы финских городов (к примеру, Каяни) названы в честь героев ”Калевалы”.

Ежегодно в Финляндии проходит уличный карнавал, где каждый может лучше понять традиции и обычаи народа, глубже познакомиться с культурой Архипом Перттуненом. Его руны, как указывал Лённрот в своем дневнике ”записывал несколько дней кряду”. Интересно также его нахождение, непродолжительное впрочем, в деревне Костомукша на берегу одноименного озера (был ли он в Контокки – неизвестно). Также он побывал в восточных и частью северных районах Олонецкой и Архангельской губерний, а позже добрался до Кандалакши и Колы на Кольском полуострове.

Все это время он вел дневник, куда вносил сведения лингвистического, г е ог р а фи че ског о и краеведческого характера, а главное – записывал руны карело-финского народа. Даже закончив ”Калевалу”, выпустив ее в первой редакции в свет, в 1835 году, он продолжал путешествовать, одновременно дела я прибавления к эпосу, записывая новые руны, и проводя большую редакторскую работу. В 1841 году он посетил Петрозаводск.

Собранные руны ”Калевалы” после первого издания он издал в окончательном виде в 1849 году. Кроме этого основного труда и важнейшего языковедческого словаря, он опубликовал сборники: ”Фи нск ие народ н ые пословицы” (1842), ”Финские загадки” (1844) и др. Как медик и естественник Лённрот составил ”Домашний врач финского крестьянина” (1839) и ”Флора Финляндии” (1860).

Он совершил свою последнюю экспедицию в 1841-1842 гг. по Лапландии, имея целью этнографо- лингвистический материал. В 1853 году Лённрот был приглашен профессором финского языка и литературы в Гельсингфорсск ий университет, на этом месте он проработал 11 лет, после чего вернулся в родную деревню Самматти, где и скончался в возрасте 82 лет. финнов. Карнавал носит название ”Калевальский карнавал”.

Гости праздника смогут попутешествовать с героями ”Калевалы” в чудесное и захватывающее время белых ночей. И здесь уже стираются языковые, этнические, литературные преграды, а появляется единая общность – ”Калевала”. Также в эти дни проходят различные мероприятия, фестивали, творческие праздники.

Яркко Кууссинен


Гастрономический туризм вокруг озера Оулуярви

Проект по гастрономическому туризму